Сантехника оптом
с доставкой по всей России
Звоните по будням с 9.00 до 18.00
8 (495) 710 74 73

Все новости

12.05.2022

Хитрости мерчандайзинга. Часть 10. Для строительного магазина.

Мерчандайзинг — одно из направлений маркетинга, специализирующееся на том, как спланировать торговый зал и расположить товары для увеличения количества покупок.
Обычно приемы мерчандайзинга используют в магазинах, где покупатель двигается по торговому залу и сам берет товары с полок. Но описываемые приемы и лайфхаки можно практиковать и в других розничных точках, например, в небольших магазинчиках возле дома. Ведь главное в этой науке — управлять вниманием покупателя и стимулировать его желание купить.

Организация торгового зала для повышения продаж
Существует несколько правил:
- Выявите «холодные» зоны в магазине
- Разделяйте торговый зал на зоны
- Располагайте товары на разной высоте
- Выкладывайте дорогие товары на отдельные стеллажи
- Используйте освещение
- Используйте акценты
- Добавьте в зал музыку и запахи
- Как мотивировать покупателя проводить в магазине больше времени.

Выявите «холодные» зоны в магазине
Существуют общие принципы планирования торгового зала.

  • В любом магазине есть так называемые «холодные» зоны — места, которые покупатели посещают реже всего. Обычно они находятся в глубине зала, куда неудобно добираться.
  • Еще «холодные» зоны расположены с левой стороны в любой части зала, потому что покупатели при движении обычно поворачивают голову направо.
  • «Холодной» считается зона в центре магазина, потому что люди обычно двигаются по периметру, избегая выходить в открытое пространство.


Определив такие зоны, начинайте планирование торгового зала: выкладывайте в «холодную» зону максимально привлекательные товары, за которыми как раз приходят покупатели. Обычно в центре небольшого зала расположены холодильники с полуфабрикатами, полки с овощами и сладкой продукцией. В глубине зала размещают товары первой необходимости, то есть хлеб, яйца, молоко. Такие товары люди ищут целенаправленно, «холодная» зона превращается в «горячую».

Разделяйте торговый зал на зоны
Постарайтесь выделить три зоны: зону адаптации, зону покупки и зону возвращения. 

Зона адаптации
В нее покупатель попадает сразу после входа в магазин. Двигается не спеша, внимание слабое, есть небольшое чувство смятения. Взгляд покупателя ищет знакомые предметы, которые помогут адаптироваться.  В зоне адаптации размещают корзины и тележки, стенды с фруктами или овощами, стойки с чаем и кофе.
Не размещайте в зоне адаптации товары, которые покупают у вас чаще всего — высока вероятность, что покупатель возьмет что ему нужно и затем покинет зал. Лучше в эту зону поставить несколько товаров по промо-цене, которые порадуют гостя магазина и замотивируют двигаться дальше.

Зона покупки
Основная территория зала, где покупатель уже адаптировался к среде.

Зона возвращения
Покупатель набрал в тележку все, что ему нужно, расслабился. Здесь его можно мотивировать на импульсивные покупки. Хорошо, если он взял что-то по акции — тогда ближе к кассе он начинает думать, на что бы ему еще потратить сэкономленные деньги.

Располагайте товары на разной высоте
Мерчандайзеры рекомендуют раскладывать товары с учетом уровня высоты полок. Всего есть пять категорий.
- Уровень ног, от пола примерно 0,2–0,6 м. Это объемные товары, которые легко отыскать, они хорошо видны. Например, на уровне ног кладут пачки туалетной бумаги из 12 рулонов или большие пакеты со стиральным порошком.
- Нижний уровень рук, 0,6–0,9 м. Все товары первой необходимости, всякие аксессуары.
- Верхний уровень рук, 0,9–1,1 м. Товары, на которые есть спонтанный спрос. Например, сезонные категории или те, на которые идет рекламная акция.
- Уровень глаз, 1,1–1,7 м. Здесь стоит располагать товары, которые могут стать импульсной покупкой. Например, новинки или товары, на которые сейчас большая скидка.
- Уровень «шляпы», выше 1,7 м. Сюда кладут товары, которые хорошо видны издалека. Или дублируют товары с нижних полок.



Мерчандайзеры рекомендуют располагать товарные группы на стеллажах вертикально, друг под другом. Товары одной группы должны стоять рядом, горизонтально.

Еще есть понятие «золотой полки» — той, которая располагается точно на уровне глаз.  Она считается самой прибыльной, товары с нее покупают чаще остальных. Организуя «золотые полки», берите в расчет разницу в росте — в среднем такая полка для мужских товаров будет выше, чем для женщин. Детская полка будет ниже.

Выкладывайте дорогие товары на отдельные стеллажи
Обратите внимание: сейчас дорогой алкоголь обычно продается с отдельного стеллажа или закрытого шкафа. Это не только страховка от воровства. Расположив дорогой товар отдельно от других, вы создаете у клиента ощущение премиальной покупки.
Обычно на VIP-полках размещают алкоголь, дорогой шоколад, банки с икрой и деликатесы.

 

Используйте освещение
С помощью освещения можно заставить покупателя двигаться активнее, как это делают в гипермаркетах, или, наоборот, приглушить уровень освещения и создать уютный магазин, в котором покупателю захочется проводить больше времени.
Дополнительно управляйте вниманием клиента — сделайте световой акцент на ключевых товарных группах.
Человек подсознательно движется к свету. Если ваш магазин находится в торговом центре, уровень освещенности входной группы должен быть выше уровня освещенности общественной зоны. Чтобы усилить желание пройти вглубь магазина, дополнительно осветите периметральную товарную выкладку.

Используйте акценты

Чтобы продать конкретный товар, выделяйте его на фоне остальных:

  • Самый простой вариант — яркий ценник с надписью «Лучший выбор».
  • Товар будет бросаться в глаза, если выдвинуть его на полке чуть вперед.
  • Когда у товара яркая упаковка, можно попробовать сделать акцент на цвете. Например, поставить рядом товары, у которых упаковка тусклее. Еще вариант — поставить несколько упаковок с преобладающим холодным цветом в ряд с «теплыми» упаковками. Или наоборот.
  • Для акцента на полку можно просто выставить больше нужного товара — например, десять коробок лапши нужного бренда и по 2–3 коробки остальных.

Делать акценты можно, встраивая товар в дизайн и декорации интерьера. Например, ярко-украшенный островок в середине зала сразу привлекает внимание.
Продумывайте дизайн и декорации. Особенно это важно для магазинов одежды и непродовольственных товаров. Красиво сервированный обеденный стол будет эффективнее влиять на покупателя, чем обычная декоративная выкладка посуды.

Добавьте в зал музыку и запахи

Организация торгового зала не заканчивается расстановкой полок и холодильников. Для эффективных продаж нужно продумать все возможные каналы воздействия на покупателя.

Эффективно работает аромамаркетинг. Его часто используют в общепите — например, добавляют запах свежей выпечки и ванили в пекарнях. Вы можете использовать те же запахи около стендов с хлебом.

Супермаркеты и гипермаркеты сейчас активно воздействуют на покупателей с помощью звуков. Например, вечером, в час пик, включается быстрая и ритмичная мелодия. Она стимулирует людей двигаться и покупать активнее. Утром, когда клиентов мало, включают спокойную музыку, чтобы люди не торопясь походили между стендами и выбрали больше товаров.


Как мотивировать покупателя проводить в магазине больше времени

Старайтесь спланировать торговый зал так, чтобы покупатель провел в нем больше времени.

Для этого товары первой необходимости в гипермаркетах располагают в разных концах помещения.

Таким образом, клиенты обходят все ряды.
Чем дольше покупатель находится в магазине, тем выше вероятность, что он купит что-то еще.


Важен баланс

Но тут важно соблюдать баланс: хорошо, когда клиент задержится в магазине на пару минут около полок.

И плохо, если у покупателя искусственно отнимают время, например, создавая большие очереди на кассе.


Кратко о том, как повышать продажи с помощью мерчандайзинга


*Начните с выявления «холодных» зон в вашем магазине — обычно это площадь в глубине или центре помещения. Сделайте эти зоны «горячими», продавайте там товары повседневного спроса.
*Разделите торговый зал на три зоны — адаптация, покупка, возвращение. В первой зоне выставите яркие товары, которые помогут человеку сосредоточиться на покупке. В зоне возвращения ставьте товары импульсного спроса.
*Располагайте товары на разной высоте. На уровне глаз ставьте привлекательные категории, на уровне ног — то, что покупатель и так возьмет.
*Дорогие продукты разместите на отдельном стеллаже.
*Используйте освещение. Он позволит выделить входную группу магазина в торговом центре.
*Добавьте акценты. С помощью цвета или количества выделите товар, который нужно продать.
*С помощью музыки и запахов стимулируйте продажи. Например, к полкам с хлебом добавьте аромат ванили. И включите ритмичную музыку, если хотите, чтобы клиенты двигались быстрее.
*Постарайтесь задержать покупателя в магазине подольше — может быть, он захочет купить что-нибудь еще.


Организация торгового зала для повышения продаж строительного магазина


Грамотный мерчандайзинг строительных материалов, поможет сделать выкладку товаров понятной и удобной для каждого покупателя.
Правильная организация торгового зала магазина такой направленности чрезвычайно важна.

Ассортимент строительных магазинов очень специфичен и отличается большим количеством товарных групп, крайне разнообразной по размеру и форме продукцией. Такие торговые точки не относятся к магазинам, которые одному и тому же человеку нужно посещать ежедневно или систематически. Несмотря на это, основные правила выкладки и логика распределения товарных групп по территории торгового зала идентичны для каждой торговой точки, реализацией какого бы вида товаров в ней не занимались.

Нужно сразу оговориться: все нижеперечисленное будет работать в том случае, если работники торгового зала не пренебрегают своими обязанностями. Равнодушные, безразлично относящиеся к покупателям  консультанты и продавцы могут свести на нет все усилия по созданию рабочей планограммы.

Основные правила мерчендайзинга:

  • На уровне глаз не должны располагаться товары эконом-класса. Так как покупатель чаще всего приобретает то, что находится у него перед глазами, на этом уровне стоит расположить брендовые товары или те, продажа которых наиболее выгодна магазину в данный момент.
  • Сопутствующие товары должны располагаться поблизости. Обойный клей/краска и средства для их нанесения, например. Это стимулирует покупателя приобрести дополнительную вещь.
  • Ценники. Кроме того, что их отсутствие или несоответствие реальной стоимости товаров может привести к проблемам с контролирующими органами, это еще отпугивает покупателей.
  • Комфорт. Предоставление корзинок и тележек для транспортировки покупок, обеспечение удобного пространства для изучения товара, достаточно широкие проходы между стеллажами. Не стоит складывать красивые фигуры из отделочных материалов — покупатели могут просто побояться взять с них что-то. Акционные паллеты не должны загораживать проход.
  • Еще одна хитрость, позволяющая продемонстрировать покупателям все многообразие ассортимента и простимулировать их на покупку – размещение групп товаров в торговом зале. Целевые товары, то есть те, за которыми люди приходят в ваш магазин, должны находиться подальше от входа. Покупатель должен пройти треугольник «вход — цель — касса». Причем по дороге должны быть размещены товары, которые разумно приобретать с целевыми (обои-клей-средства для выравнивания стен, например).
  • Импульсивные товары, то есть то, что обычно покупают под влиянием минутного настроения, должны быть хорошо замены и легкодоступны.

После загрузки XLS- файла
Ваша корзина будет очищена!
После загрузки XLS- файла
избранное будет очищено!
Перейти в корзину